Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
(812) 482-84-50
Санкт-Петербург, г. Колпино,
ул. Машиностроителей,
д. 7, кор. 2, лит. А
ds50klp@obr.gov.spb.ru

Меры юридической ответственности

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско- правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

Согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

К преуступлениям, обладающим коррупционными признаками, относятся, в том числе:

  • мошенничество (статья 159 УК РФ);
  • присвоение или растрата (статья 160 УК РФ);
  • ограничение конкуренции (статья 178 УК РФ);
  • Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (статья 184 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1 УК РФ);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2 УК РФ);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ);
  • получение взятки (статья 290 УК РФ);
  • дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);
  • служебный подлог (статья 292 УК РФ);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (статья 304 УК РФ);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовые коррупционные отношения предусматривают причинение материального и (или) морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в связи с совершением незаконного действия, правонарушения, вызвавшего нанесение ущерба и влекущего за собой обязанность его возмещения.

Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционного правонарушения заключается в применении мер имущественного характера к лицу,совершившему правонарушение. Такие меры, как правило, заключаются в возмещении убытков, выплате неустойки (штрафа, пени), возмещении причиненного вреда гражданину или государству. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер и применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к иным видам ответственности.

Ответственность   за    вред,   причиненный   государственными   органами,   органами местного самоуправления, а также их должностными лицами установлена в:

  • статье 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления";
  • статье 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".

Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования соответственно. При этом пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено право регресса к лицу, причинившему вред.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации. Так, ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

К основаниям для привлечения работника дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения можно отнести нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников учреждения в целях предупреждения коррупции.

 

 

 

Количество сотрудников, к которым применены меры юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений - 0